Главная » Спорт » Первая дуэль сезона: Кихира побеждает всех, Туктамышева проигрывает себе

Первая дуэль сезона: Кихира побеждает всех, Туктамышева проигрывает себе

Прошедший уик-энд собрал на двух разных турнирах сразу четырех фигуристок, способных претендовать на то, чтобы быть в элите мирового одиночного катания. Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская анализирует итоги этих выступлений и объясняет, насколько они логичны.

Просто цифры

Удивительный случай: при том, что в канадском Оквилле традиционно открывал сезон двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю, гвоздем программы стал не он, а женская дуэль между победительницей прошлогоднего финала Гран-при Рикой Кихирой и двукратной чемпионкой мира Евгенией Медведевой. Огня этому противостоянию придавало то, что параллельно в итальянском Бергамо соревновались чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева, действующая чемпионка России и дебютантка взрослого сезона Анна Щербакова, а также чемпионка Европы-2019 Софья Самодурова, хотя последняя достаточно быстро выпала из списка претенденток на высокие места.

Любое заочное сравнение в фигурном катании всегда условно: на разных турнирах бывают разные судейские бригады с разной, скажем так, степенью лояльности к спортсменам и разным уровнем профессионального понимания того, что происходит на льду. Поэтому принимать те или иные сопоставления за истину в последней инстанции как минимум неразумно. Но кое-какие выводы уже сейчас напрашиваются сами собой.

Абсолютной чемпионкой уик-энда, если брать голые цифры итогового результата, стала Кихира, победившая в Оквилле — 224,16 балла. Победа в Бергамо досталась Анне Щербаковой с результатом 218,20 балла (Медведева заочно уступила ей менее балла — 217,43), а Лиза Туктамышева замкнула четверку — 214,38 балла. Вряд ли можно назвать этот своеобразный рейтинг предсказуемым: куда логичнее было бы увидеть впереди «забега» Кихиру с Туктамышевой: и та, и другая владеет тройным акселем, обе исполнили этот прыжок по три раза, иначе говоря, сложность программ получилась не просто сопоставимой, но даже с некоторым техническим перевесом в пользу питерской спортсменки. Однако качество Лиза уступила полностью. Как заочно — Кихире, так и очно — Щербаковой. По итоговой сумме она проиграла дебютантке в произвольном прокате почти 10 баллов, чего на самом деле вполне можно было избежать. Каким образом? Давайте попробуем разобраться.

Говорить о том, что Щербакова стопроцентно готова ко взрослой борьбе, я бы пока не спешила: катание недавних юниорок в сравнении со взрослыми лидерами всегда поначалу выглядит несколько ученически. Но в этом иногда кроется и очевидный плюс: в начале сезона, когда большинством опытных спортсменок форма еще толком не набрана, а программы не вкатаны, важен бывает не кураж, а тщательность. Аня по-ученически тщательно выжала из каждой составляющей своей произвольной программы максимум: прекрасно исполнила четверной лутц, набрала за технику невероятно высокую сумму — 86,15 балла — и обошла Туктамышеву второй оценкой, что по неписаным правилам фигурного катания выглядело некой несуразицей, пусть даже Лиза и пропустила в прошлом сезоне чемпионаты Европы и мира.

Такой же максимум выжали из себя в Оквилле Кихира и Медведева: помарки в исполнении прыжков имелись и у той, и у другой фигуристки, но было видно, что обе невероятно сконцентрированы на каждой секунде своих программ.© РИА Новости / Владимир Песня / Перейти в фотобанкФигуристка Рика Кихира (Япония)

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкФигуристка Рика Кихира (Япония)Прокат Туктамышевой выпадал из общего ряда некоторой характерной для фигуристки небрежностью подачи. Подобная манера вполне имеет право на существование. Более того: когда нарочитая небрежность сочетается с безупречно исполненными элементами ультра-си, то начинает играть в плюс спортсмену: мол, вы тут все из кожи лезете, а я вышел с улыбочкой и одной левой со всеми расправился. Но дело в том, что безупречного исполнения у Туктамышевой не случилось ни в короткой программе, ни в произвольной, и показная небрежность тут же приобрела негативный оттенок: неужели нельзя было хотя бы попробовать побороться за элементы? Зачем при абсолютно равных исходных позициях отдавать свое? Понятно же, что тебя будут сравнивать с другими, и заочно — в том числе. Второй выход Лизы на лед лишь усугубил ощущение пренебрежения ко всему происходящему, и к публике в том числе: в связи с тем, что новое платье для произвольной программы фигуристке сшить не успели, в Бергамо она каталась в откровенно «тренировочном» виде.

И вот тут впору вспомнить известное выражение о том, что дьявол кроется в деталях. Иначе говоря, в любом жизненном явлении всегда находятся ерундовые на первый взгляд составляющие, способные сильно повлиять на конечный результат. В спорте высших достижений эта истина становится и вовсе непреложной — даже когда речь идет о совершенно второстепенных турнирах.

Форма и содержание

Могла ли стать дополнительным минусом к общему впечатлению (то есть, ко второй оценке) смена фигуристкой короткой программы? На мой взгляд — вполне. Туктамышева еще до начала соревновательного сезона достаточно аргументированно объяснила, почему оригинальной постановке «Drumming Song» она предпочла более понятный публике «Oblivion», оставив в программе весь тот набор движений, что был поставлен канадским хореографом Шэ-Линн Бурн. Но дело в том, что эти две музыкальные композиции ритмически совершенно разные. Сколь бы гениальным исполнителем ни был фигурист, музыкальные акценты при подобной перестановке зачастую оказываются смазанными. © РИА Новости / Владимир Песня / Перейти в фотобанкФигуристка Елизавета Туктамышева (Россия)

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкФигуристка Елизавета Туктамышева (Россия)Возможно, Туктамышевой имело смысл оставить «Drumming Song» как показательный номер, вернувшись в короткой программе к прошлогоднему танго. Или все-таки попробовать руководствоваться не собственными представлениями о прекрасном, а довериться интуиции постановщика и проверить новую программу на публике — вдруг сыграет? Промежуточный вариант оставил слишком неоднозначное впечатление, чтобы утверждать, что замена музыки оправдала себя. Не говоря уже о том, что сам факт подобных манипуляций судьи очень часто воспринимают как признание того, что первоначальная постановка либо оказалась неудачной, либо спортсмен с ней просто не справился. И то, и другое бывает трудно засчитать в плюс. Возможно, как раз поэтому по итогам первых выступлений в сезоне в плюсе из сильнейшей четверки одиночниц остались все, кроме Туктамышевой.

Медведева. Перезагрузка

Можно, конечно, сказать, что первые старты сезона вообще ни к чему спортсмена не обязывают. Тем более — такие, как в Бергамо, где даже вместимость трибун едва ли не меньше, чем в подмосковном Новогорске, и они редко когда заполняются публикой под завязку. Но парадокс в том, что в женском фигурном катании подобная точка зрения уже потеряла право на существование — слишком сильно обострилась за последние годы конкуренция как в мире, так и внутри России. Когда на роль лидера на равных претендует почти десяток спортсменок, на заметку невольно берется каждая мелочь. Реально задумаешься, что выгоднее: вообще пропустить турнир или явиться на него не в полной боевой готовности, В каком-то смысле, это борьба за выживание, причем достаточно беспощадная. Но такова данность, которую уже никому не дано повернуть вспять.© РИА Новости / Владимир Песня / Перейти в фотобанкФигуристка Евгения Медведева (Россия)

© РИА Новости / Владимир ПесняПерейти в фотобанкФигуристка Евгения Медведева (Россия)Как в этой данности выживать, наглядно показала в Оквилле Евгения Медведева. Двукратная чемпионка мира на первый взгляд имела не слишком много шансов на то, чтобы выдержать очное противостояние с Кихирой. Как и заочное — с Анной Щербаковой и Туктамышевой. По базовой стоимости двух своих программ Женя уступала японке 10,3 балла, Лизе — 12,79 балла, а юной соотечественнице-дебютантке — 14,29 балла. Но финишировала она с той же Щербаковой на равных — с разницей в 0,77 балла. И если попытаться на основе первого выступления Жени составить рецепт ее успеха, львиную его долю составили бы не пластика, удачные программы, костюмы и качество проката в целом, а понимание происходящего и готовность драться за собственное место под солнцем до последней проведенной на льду секунды.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: rsport.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Звезды Тутберидзе, Туктамышева, японки: финалы Гран-при после ОИ-2014

Финал серии Гран-при по фигурному катанию стартует в Турине 5 декабря с коротких программ спортивных ...